НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС lHKB-252. Назначение
Навигационный комплекс НКВ-252 совместно с пилотажным комплексом НКВ-252 предназначен для:
— вывода вертолета в район решения тактических задач по заранее запрограммированному маршруту;
— вывода вертолета в точку, заданную экипажу комплексом «Осьминог» или переданную по линии передачи данных с борта взаимодействующего вертолета или корабля базирования;
— возврат вертолета «а корабль базирования с построением предпосадочного маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Навигационный комплекс НКВ-252 решает следующие задачи:
— определение координат вертолета в полете и их’коррекция;
— формирование траектории полета вертолета в горизонтальной плоскости;
— формирование траектории полета вертолета в вертикальной плоскости.
Решение указанных задач осуществляется способом обработки информации, поступающей от датчиков бортовых систем (‘курса, скорости, высоты, координат цели).
Управление вертолетом осуществляется в полуавтоматическом или автоматическом режиме с индикацией пилотажных команд на приборах и светосигнальных табло.
Состав и размещение
В состав НКВ-252 входят:
— автоматизированная радиотехническая система «Привод-СВ — Борт»;
— курсовая система «Гребень-1»;
— датчик воздушной скорости ДВС-24;
— электромеханический барометрический высотомер УВИД-30-15;
— доплеровский измеритель ДИСС-32;
— автоматический радиокомпас АРК-19. Дополнительно на вертолете установлены:
— табло сигнализации № 1 (ТС-1) в кабине экипажа под блоком светосигнализаторов верхнего пульта;
— табло сигнализации № 2 (ТС-2) на приборной доске летчика;
— переключатель МАРШРУТ—ПОСАДКА —ЗАВИСАНИЕ па ручке общего шага; __
прибор ИДС-1 на приборной доске летчика;")
— выключатель КОНТРОЛЬ НКВ — ВЫКЛ. на пульте оператора;
— галетный переключатель РЕЖИМ Н1В НА МОРЕ на центральном пульте;
— табло ДИСС 111- РАЬ. па приборной доске летчика.
А. Определение координат вертолета и их коррекция.
Район действия навигационного комплекса нс превышает квадрат со сторонами 800XМИ) км, который может быть расположен на земном шаре и пределах ±75° но широте. Для решения навигационных задач н навигационном комплексе используются два вида координат: географические и прямоугольные. Географические координаты используются в качестве исходных данных при вводе программы полета в предполетную подготовку н для индикации координат местоположения вертолета.
Прямоугольные координаты используются для хранения в памяти вычислителя исходных данных о программе полета и для проведения операций вычисления в цифровом вычислительном устройстве.
При вводе программы в качестве исходных данных о положении начала координат района действий используется широта «р0 и долгота Ао, отсчитываемые от нулевого меридиана и экватора.
Величины фо и Ао снимаются с карты, причем их значение определяется с дискретностью 1°, а знаки при величинах фо и Ао определяются расположением начала координат района относительно нулевого меридиана и экватора (рис. 26.10). Для ввода данных о координатах точки старта и промежуточных пунктах маршрута (ППМ) используются географические координаты этих точек в пределах района действия, причем отсчет ведется от начала координат в виде АА и Аф.
(Вычисленные значения АА и Аф и другие исходные данные программы полета записываются в специальный планшет и вводятся в вычислитель «ВН-Привод».
Вид планшета показан на рис. 26.11. Ввод в вычислитель производится с дискретностью 0,1 мин.
В вычислителе пересчитываются географические координаты точек в прямоугольные координаты X ‘и У, причем ось X направлена на восток, ось У—на географический север (рис. 26.10).
Для обеспечения информацией летчика о местоположении вертолета вычислитель определяет текущие координа
ты, пересчитывает их в географические и выдает на индикаторы ПВУ в виде текущей широты и текущей долготы, причем знак при координате определяет положение вертолета относительно нулевого меридиана и экватора.
Исходными данными для определения координат вертолета являются:
— географическое положение начала координат района действия;
— координаты корабля в прямоугольной системе координат;
— курс и скорость движения корабля;
— курс и скорость движения вертолета;
— радиотехнические координаты местоположения вертолета относительно радиомаяка корабля — азимут и дальность.
Данные об элементах движения корабля заносятся в память вычислителя с выхода линии АІІД. Вычислитель с циклом 0,6 с вычисляет текущие координаты нертолста (корабля) путем интегрирования значения путевой скорости вертолета и корабля с учетом их курса:
•X|t=A, co I ДА,,;
Аи = Д110 НАЛ.;
YB=YB0+AY„,
где Хк, Ук — текущие координаты корабля;
Хв, Ув—текущие координаты вертолета;
Дк0, Уко’, ^во. У во — начальные координаты корабля и вертолета;
АХК, ДУК; АХВ, ДУ„ — приращения координат корабля и
вертолета за цикл (0,6 с), полученные способом интегрирования значения путевой скорости корабля и вертолета (рис. 26.10).
Для коррекции счисленного положения корабля используются данные, поступающие по линии АПД земля — борт в режиме «Навигация».
Для определения полярных координат вертолета относительно корабля вычисляются разности прямоугольных координат:
&Х=ХВ — Хк; ЛУ=Ув-Ук,
Рис. 26.11. Планшет исходных
на основании чего определяются пеленг (азимут) и дальность:
A— arc tg
JX — V^ + ДУ2-
Вычисленные. координаты корабля заносятся в память вычислителя для дальнейшего их использования, а поляр-
данных программы полета
ныс координаты вертолета выводятся из вычислителя через устройства ввода-вывода (УВВ) в пилотажный комплекс ПКВ-252 для индикации на приборах ПНП-72.
Одновременно вычислитель «ВН-Привод» преобразует вычисленные полярные координаты вертолета в географические и выдает их на индикаторы ПВУ с ценой Младшего разряда 0,8 мин.
Воздушная скорость вертолета, поступающая от ДВС-24, и путевая скорость, поступающая от ДИСС-32,
23 Зак. 3154дсп
используются для вычисления значения и направления ветра.
Результаты расчета данных о ветре заносятся в память вычислителя автоматически, однако при неустойчивой работе или при выходе из строя измерителя ДИСС-32 данные о значении и направлении ветра могут быть занесены в память вычислителя вручную с пульта ПВУ.
Полярные координаты вертолета, вычисленные вычислителем ДВУ, сравниваются с полярными координатами, измеренными аппаратурой «Радикал-Н». Если абсолютная разность их меньше установленных допусков, то истинными принимаются координаты, измеренные аппаратурой «Радикал-Н», о чем сигнализирует мигающее табло СУММАРНАЯ КОРРЕКЦИЯ на ПВУ. В противном случае табло СУММАРНАЯ КОРРЕКЦИЯ горит постоянно.
В ‘навигационном комплексе предусмотрен режим коррекции текущих координат по данным бортового радиолокатора. При обнаружении радиоориентира на экране изделия «Осьминог» определяются і него, затем эти данные вводятся в вод».
-В вычислителе сравниваются координаты радиоориентира, введенные с ПВУ координатами радиоориентира, измеренными аппаратурой «Осьминог».
После сравнения рассогласований с допустимыми уровнями автономно счисленные координаты вертолета корректируются.
Б. Построение траектории полета вертолета по заданной программе. Навигационный комплекс позволяет программировать маршрут полета по четырем частным ортодромиям (рис. 26.12).
Исходными данными для построения траектории полета служат координаты точек исходного пункта маршрута (ИПМ), промежуточных пунктов маршрута (ППМ), конечного пункта маршрута (КПМ).
Координаты ИПМ, ППМ, КПМ снимаются с карты полета в виде приращений координат и вводятся в вычислитель «ВН-Привод».
В момент взлета в вычислителе формируются пилотажные сигналы, разовые команды и производится счисление координат вертолета.
Пилотажные сигналы выдаются на траекторные вычислители ПКВ-252 и на приборы ПНП.
Одновременно в ПКВ-252 выдаются:
— координаты вертолета относительно корабля (азимут, дальность);
Рис. 26.12. Построение траектории полета по заданной программе |
— заданное направление полета (ЗИП);
— заданный курс;
— боковое отклонение от траектории снижения;
— расстояние, оставшееся до точки полета;
— пеленг на точку полета.
В. Построение траектории предпосадочного маневра и траектории повторного захода на посадку. Для вывода вертолета в точку зависания над кораблем базирования навигационный комплекс формирует траекторию предпосадочного маневра в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 26.13).
Сторона захода (левым или правым разворотом) определяется автоматически в зависимости от взаимного положения вертолета и корабля.
При выполнении полета по траектории предпосадочного маневра в навигационном комплексе вырабатываются следующие сигналы для пилотажного комплекса:
— координаты вертолета относительно корабля (азимут, дальность);
— заданное направление посадки;
— заданный курс;
— отклонение от траектории снижения;
— оставшееся расстояние до корабля (Д0ст);
— скорость движения вертолета относительно корабля;
— команды, указывающие положение вертолета на траектории (рис. 26.14):
■у.
Рис. 26.13. ПосірО£нйе траектории пред посадочного маневра и траектории повторного захода на посадку |
V-^Vp; КРУГ; УПРАВЛЕНИЕ по 2;
Я^215;Р—"0; ВЫРАВНИВАНИЕ. .
Задача построения траектории перелета вертолета из — одной точки зависания в другую в. простых и сложных’ метеоусловиях не отличается от задачи построения траектории предпосадочного маневра. Направлением захода вертолета в точку зависания служит направление, противоположное направлению лветр а.
Выбор типа траектории в зависимости от метеоусловий осуществляется с помощью выключателей ВИДИМОСТЬ, ВЕТЕР на ПВУ. Вид траектории перелета из одной точки зависания в другую показан на рис. 26.15.
При необходимости выполнения повторного захода на,, посадку необходимо нажать кнопку ПОВТ. на ПВУ, при’ этом вычислитель «ВН-Привод» обеспечивает построение, траектории полета, не отличающейся от траектории предпосадочного маневра.
Г. Взаимодействие с пилотажным комплексом. Аппаратура «Привод-СВ — Борт» формирует для пилотажноп> комплекса ПКВ-252 сигналы управления вертолетом при полете по заданной траектории и сигналы контроля положения вертолета на заданной траектории.
В режиме «Навигация» аппаратура «Привод-СВ—- Борт» (при исправном вычислителе) выдает на траектор — ные вычислители и индикаторные приборы ПНП и ПКП пилотажного комплекса следующие сигналы:
— азимут вертолета и дальность до корабля;
— заданный курс;
— заданный путевой угол;
Рис, 26.15. Траектории перелета из одной точки зависания в другую
. — заданное направление полета;
— отклонение относительно траектории полета в боковом канале;
— неисправности.
При отказе вычислителя «ВН-Привод» в ПКВ-252 азимут вертолета и дальность до корабля поступают непосредственно с блока измерения аппаратуры «Радикал-Н»; с датчика ЗПУ поступает сигнал отклонения от текущего азимута радиомаяка.
В режиме «Посадка» предусмотрено использование трех типов посадочных систем: сантиметрового диапазона, дециметрового диапазона, посадки по радиолокатору.
Выбор типа посадки осуществляется с пульта ПВУ.
В режиме «Посадка» в пилотажный комплекс выдаются сигналы готовности глиссадного, курсового и даль — номерного каналов, сигналы отклонения от линии курса и глиссады снижения, дальность до РМ РСБН.
При посадке по радиолокатору сигналы отклонения от равносигнального направления, относительная скорость сближения с кораблем, дальность, оставшаяся до корабля, вычисляются корабельным комплексом и по линии АПД передаются в аппаратуру «Привод-СВ — Борт», затем в пилотажный комплекс ПКВ-252.
Посадка на корабль, оборудованный радиомаяком «Привод-СВ», производится также по расчетной траектории снижения. Вычислитель «ВН-Привод» формирует сигнал отклонения вертолета от расчетной глиссады снижения. При этом прибор ПНП отрабатывает по боковому и продольному каналам сигналы отклонения, а вычислители ПКВ-252 и стрелки положения ПКП подключаются к отработке продольного канала после принудительного нажатия кнопки ЗАХВАТ ГЛИССАДЫ.
Подключение ПКВ-252, приборов ПНП и ПКП по боковому каналу происходит в момент, когда вычислитель «ВН-Привод» формирует сигнал СТАБИЛИЗАЦИЯ.